



|
|
Встречи с М.А. Булгаковым
Николай Ракицкий |
В ненастный осенний день 1916 года я вернулся из поездки по району в г. Сычевку Смоленской губ. Ездил я по району по поручению земской управы с целью выявления запасов фуража у населения уезда для заключения договоров, если будут выявлены свободные излишки кормов. Корма требовались в больших количествах для интендантства и земства, которым было поручено снабжение кормами скота западных губерний, эвакуируемого в центральные губернии во избежание захвата его немцами.
Обычно я при приезде в г. Сычевку останавливался у своего хорошего знакомого — председателя земской управы Михаила Васильевича Герасимова. В этот приезд я также направился к нему. Было около шести часов вечера. Парадное открыл мне сам Михаил Васильевич. Поздоровавшись со мной, он сказал:
— Раздевайтесь, ваша комната свободна, переодевайтесь, и прошу в столовую к чаю.
Умывшись с дороги и приведя себя в более приличный вид, я появился в столовой, в которой за общим столом было большое общество. Кроме хозяев — Михаила Васильевича и его жены Анны Васильевны — был новый врач Никольской больницы Михаил Афанасьевич Булгаков с женой — молчаливой и печальной женщиной, инспектор народных училищ Дмитрий Владимирович Муранов, старший агроном земства Александр Иванович Сигирский и еще несколько знакомых моих хозяев.
В момент моего появления что-то оживленно рассказывал Булгаков. В столовой царило веселое оживление. Михаил Васильевич представил меня присутствующим и, обращаясь ко мне, сказал:
— Мы сейчас слушали рассказ Михаила Афанасьевича о его работе на новом месте в нашей Никольской больнице.
Михаил Афанасьевич тут же пообещал это рассказать мне потом. Перед уходом Булгакова домой я узнал, что он из Киева, с Андреевского спуска. Я Киев знал хорошо, так как я в свое время до отъезда за границу несколько лет учился в Киевском университете св. Владимира. Улучив момент, я ему сказал на жаргоне киевских школьников: “Эй, рыжий валькерщик! Скинь жакетку, да вдаримся!” Нужно было видеть преобразившегося Михаила Афанасьевича, он бросился ко мне, обнял и произнес: “Вдаримся, милый”. Мы как бы с ним с того вечера побратались.
После этого свидания мы виделись с ним в г.Сычевке неоднократно. Тут я узнал от него, что он был в имении Высоком (Сычевского уезда), принадлежавшем графу Шереметеву, где произошел несчастный случай с дочерью управляющего этим имением. Случай, послуживший Булгакову впоследствии материалом для рассказа “Вьюга”.
Я знал об этом случае еще раньше, чем мне рассказал об этом Булгаков. Мне сообщили, что в имении Высоком был пожар и что там уничтожена при пожаре очень хорошая оранжерея и что управляющий предполагает теперь оранжерейные растения, уцелевшие от пожара, распродать, так как оранжерею не будут восстанавливать.
Я в то время жил на хуторе около платформы Александрино (быв. Александровской жел. дор.) в 10 верстах от Высокого. Я поехал немедленно туда, познакомился с управляющим и купил у него несколько растений (кентию, два хамройса, веерную пальму и пестрол... |
| Назад к списку
|
Если вы считаете, что информация устарела или неактуальна сообщите нам. |
|
|