



|
|
Василиса Прекрасная — историческое лицо или легенда?
|
В фольклоре — поэтической летописи народа — отразилось множество событий далекого прошлого. За вымыслом историк нередко угадывает реальность.
В предании о Василисе Прекрасной можно уловить едва различимое эхо той поры, которая оставила в памяти народной глубокую борозду. Сказы о грозном царе, гибели его сына, борьбе с боярской изменой — все эти фольклорные сюжеты ведут нас в далекий XVI век. Среди персонажей того времени как будто можно обнаружить и сказочную Василису. Как повествует один хронограф, в 1577 году царь Иван обручился со вдовою Василисою Мелентьевною "юже муже ее опричник закла; зело урядна и красна, таковые не бысть в девах, киих возяще на зрение царю..." Сказки называют Василису "мудрой да лепообразной", в хронографе она "урядна и красна".
Процитированный выше "Хронограф о браках царя Ивана Васильевича" принадлежал известному подделывателю древних рукописей Сулакадзеву. Рукопись переписана его рукой и носит следы многократной правки. Историки, исследовавшие рукопись, не однажды высказывали предположение, что Василиса Me-лентьевна — плод досужего воображения Суда-кадзева. Такое предположение все же не согласуется с фактами. Помимо хронографа Сулакадзева, имя Василисы Mелентьевны упоминается в старинной летописи, принадлежавшей историку Н. М. Карамзину. О царе Иване Васильевиче, повествует эта летопись, "сказывают, что имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою, си-речь с женищем". Окончательно рассеять возникшее сомнение помогает архивная находка. На первый взгляд найденная архивная запись ничем не примечательна. Перед нами текст старинной писцовой книги с описанием вяземских поместий. Текст невозможно заподозрить в подделке. В длинной веренице имен и названий встречаем такие строки: "Государь царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии лета 7087 году... поместьем пожаловал Федоре да Марью Мелентьевых детей Иванова в вотчину".
Вяземская писцовая книга сохранила сведения о беспрецедентном случае. Обычно за службу царь жаловал дворян поместьями, которыми они владели, пока служили. Лишь иногда помещик мог получить поместье в вотчину, то есть в полную собственность. Но такие случаи при Грозном были очень редки. Почему пожаловали вотчину детям Мелентия Иванова? Чем замечателен этот человек, явно не принадлежавший к московской знати? Можно установить, что безвестный Мелентий Иванов был царским дьяком и что первых служебных успехов он достиг накануне опричнины. Затем карьера (а может быть, и жизнь) приказного дельца внезапно оборвалась. Вспомним, что по хронографу Мелентия, мужа Василисы, "закла" некий опричник... Прошло много лет, и сироты худородного дьяка получили из фонда поместных земель вотчину на полторы тысячи десятин пашни — множество деревень с обширными лугами и лесами. Не многие из знатнейших бояр могли рассчитывать на такую награду за самые важные заслуги перед государством. Сироты Мелентия не имели никаких заслуг, кроме одной. Они получили землю в 7087 году от сотворения мира или в 1578 — 1579 годах от Рождества Хрис... |
| Назад к списку
|
Если вы считаете, что информация устарела или неактуальна сообщите нам. |
|
|